Какие города Казахстана должны быть на радаре ритейлеров

Какие города Казахстана должны быть на радаре ритейлеров

 

Розничный товарооборот – одна из главных переменных экономического развития страны. Лакмусовая бумажка общего благосостояния нации, розничная торговля раскрывает настоящую сторону субъективного показателя номинального дохода населения, корректируя его на реалии рынка спроса и потребления.

Экспертам в ритейле два вышеупомянутых показателя дают возможность измерить емкость рынка и адекватно оценить потенциал развития торговли на конкретном рынке. А сравнительный анализ данных позволяет сформировать рейтинг ТОП-3 регионов Казахстана с наиболее благоприятным климатом для входа новых ритейлеров и торговых девелоперов.

Не секрет, что наиболее насыщенными торговыми помещениями рынками являются города Алматы и Астана. Показатели обеспеченности двух столиц достигают рекордных в Средней Азии – более 900 кв. м. и 1 200 кв. м. на 1 000 жителей соответственно. При этом доходность в данных регионах входит в пятерку самых высоких по стране, соразмерно уровень розничного товарооборота в этих городах наиболее высокий, что оставляет девелоперам и ритейлерам низкие шансы на успех из-за высокой конкуренции. Ведь для развития в «красном океане» насыщенного рынка инвесторам необходимо бороться за «место под солнцем», заменяя собою текущих игроков.

Опытные профессионалы в сфере ритейла перманентно находятся в поисках новых перспектив и рынков. Аналитические исследования регионов страны от экспертов Colliers International позволяют выделить лидеров среди потенциально успешных направлений для развития и экспансии.

Возглавляет рейтинг Туркестанская область с рекордно низким уровнем товарооборота и будучи вторым по численности населения регионом страны, после Алматинской области. Туркестан – один из древнейших городов Казахстана, пункт назначения внутреннего и внешнего туризма, новый областной центр – «лакомый кусочек» для первопроходцев в торговом девелопменте. Государственные программы, стимулирующие рост населения посредством внутренней миграции и создания рабочих мест, активно способствуют росту уровня покупательской способности населения области, открывая новые горизонты для ритейл операторов, но при этом сталкивая их с катастрофической нехваткой качественных торговых площадей. Фонд торговой недвижимости в данном регионе находится на минимальном уровне – ряд объектов низкого качества, в основном торговые дома и крытые базары. Емкость же рынка ритейла здесь колеблется от 140 до 170 млрд. тенге по состоянию на 2018г.

Второе и третье место в рейтинге делят между собой две области Западного Казахстана: Атырауская и Мангистауская. Так называемый, «свободный кэш» населения, равный потенциальной емкости рынка для ритейлеров, здесь поднимается до уровня 32-38% от доходов населения. Регион так же не балует изобилием торгово-развлекательных центров, создавая идеальную среду для развития девелоперского бизнеса. Фонд торговой недвижимости г. Атырау насчитывает не более 70 тыс. кв. м площадей среднего качества, соответствующих минимальным требованиям профессиональных ритейлеров, что составляет менее 220 кв. м на 1 000 жителей. Более качественным пулом торговых объектов обладает г. Актау, административный центр Мангистауской области, где насчитывается около 10 объектов современной постройки, включая торгово-развлекательные комплексы и специализированные центры. Тем не менее, сетевые девелоперы, развивающиеся в регионах и основных городах, здесь отсутствуют.

Не стоит скидывать с радаров и другие регионы страны, где так же есть хорошие перспективы для развития ритейла на ряду с потенциалом для строительства более качественных объектов торговли. Однако необходимо учесть, что по сравнению с лидерами рейтинга, в главных городах-миллионниках и других областях, ритейлерам придется столкнуться с более высокой конкуренцией, поэтому для входа на второстепенные рынки стоит иметь явные преимущества и сильные «козыри в рукаве», дабы потеснить местных лидеров. По мнению экспертов Colliers International, инвесторам-охотникам за «голубыми океанами» следует сосредоточиться на развитии именно в Западном Казахстане и Туркестанской области. Девелоперы, реакция которых будет наиболее быстрой в освоении данных рынков, «снимут сливки» с наиболее перспективных ритейл рынков страны.

Автор: Шахида Садырова, руководитель отдела оценки и консалтинга, Colliers International Kazakhstan

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *