Роль современного проектного менеджера в успешности проекта

Роль современного проектного менеджера в успешности проекта

 

Вплоть до конца двадцатого века считалось, что успех любого проекта измеряется тремя критериями: соответствие срокам, бюджету и объёму работ. На профессиональном языке проектного менеджмента данная система оценки называется «Проектный треугольник». С помощью этой же системы оценки определяли и успешность проекта, то есть задачей проектного менеджера было контролировать производительность по трём критериям: сроки, бюджет, состав и качество работ.

Однако мировая практика показывает, что значительное количество проектов превышает первоначальный бюджет и не укладывается в заданные сроки. Профессор Фливбьерг из Оксфордской Школы Бизнеса отмечает историческую склонность мега проектов превышать сроки и бюджет, а также положительную корреляцию между масштабом проекта и неустойкам по срокам и бюджету. В числе таких кейсов Сиднейская Опера, Суэцкий Канал, Евротоннель под проливом Ла-Манш, многие инфраструктурные проекты по строительству мостов, метро и железных дорог. Превышение бюджета по каждому из таких проектов составляет от 80% до 1 900%! Говорит ли это о том, что все эти проекты оказались провальными? Однозначно нет. Несмотря на выход за рамки бюджета и сроков, финальный результат удовлетворил как заказчиков, так и конечных пользователей.

При оценке успешности проекта важно разделять такие понятия, как производительность и эффективность. Долгое время и даже по сей день, проектный менеджмент зачастую подразумевал контроль над производительностью, то есть контроль над тремя критериями «Проектного треугольника». Однако, «Проектный треугольник» можно также расценивать как «микро» задачи проекта, тогда как «макро» задачами являются удовлетворение заказчика и конечных пользователей. То есть эффективностью проекта можно назвать совокупность решений проектного менеджера, которые ведут к выполнению и «микро», и «макро» задач проекта.

Эффективность проекта не всегда приходит с достижением «микро» задач. Исследовав 1 386 разных проектов и опросив их участников (заказчик, проектный менеджер, команда и т.д.) Профессор Педро Серрадор из Университета Торонто выяснил, что только в 60% случаев успех в достижении «микро» задач приводит к удовлетворению требований заказчика, и только в 56% случаев заказчики назвали такие проекты «успешными».

Отсюда следует, что, успешный проект – это тот, что был выполнен в заданные сроки, бюджет и по стандартам качества, и также удовлетворил заказчика, ключевых пользователей и остальных членов проектной команды. Таким образом, в современных реалиях роль проектного менеджмента уходит за пределы контроля над показателями производительности и имеет стратегическое значение для заказчика. Профессиональный проектный менеджер должен обеспечить не только исполнение проекта в срок и в бюджет, но и создать его долгосрочную ценность как для заказчика, так и для широкого круга пользователей.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *