
Топ-10 самых необычных зданий Казахстана: архитектурные шедевры и их истории
Как говорил немецкий поэт и драматург Гете – “Архитектура – это застывшая музыка”. И в Казахстане она звучит особенно дерзко. От футуристических форм до символики, глубоко укорененной в национальной культуре, вот первая часть уникальных зданий, каждое из которых не просто строение, а философия, вызов и культурный код на языке бетона, стали и стекла.
Бәйтерек (Астана)
Монумент “Бәйтерек” является значимым градоформирующим объектом города Астана и символом новой государственности Республики Казахстан. Архитектурное сооружение было возведено в 2002 году по инициативе Первого Президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева и олицетворяет концепцию возрождения и стремления страны к устойчивому будущему. Общая высота конструкции составляет 97 метров, что символически отсылает к 1997 году – моменту официального переноса столицы в Астану.
Автором архитектурной концепции выступил заслуженный архитектор Казахстана Акмурза Рустембеков. В реализации и деталировке проекта принимали участие также архитекторы Суйерхан Базарбаев и Жумабек Айтбалаев. Вдохновляющее влияние на формообразующие решения объекта повлияла стилистика работ архитектурного бюро Foster + Partners под руководством сэра Нормана Фостера, чьи другие проекты в Астане стали архитектурными ориентирами и задали вектор современного облика города.
Архитектурный облик “Бәйтерека” основывается на интерпретации древнетюркского мифологического сюжета о Древе жизни и птице Самрук, откладывающей золотое яйцо – символ солнца – на его вершину. Таким образом, монумент транслирует идею духовного возрождения, укрепления суверенитета, а также символизирует вертикальную связь между тремя мирами – подземным, земным и небесным. Кульминационной частью композиции является стеклянный шар, внутри которого размещен золотой отпечаток ладони Первого Президента – как символ преемственности, легитимности власти и национального единства.
Хан Шатыр (Астана)
Торгово-развлекательный центр “Хан Шатыр”, введённый в эксплуатацию в 2010 году, является знаковым элементом архитектурного ландшафта Астаны и представляет собой уникальный пример синтеза национального культурного кода и передовых градостроительных технологий. Объект выступает не только как функциональное пространство для досуга и розничной торговли, но и как важный компонент имиджевой и пространственной структуры столицы. Площадь центра составляет 127 000 квадратных метров. Это самый большой шатер в мире, этажность и высота которого достигает 6 этажей и 150 метров соответственно.
Архитектурная концепция центра разработана всемирно признанным архитектором сэром Норманом Фостером и его архитектурным бюро Foster + Partners, при участии казахстанских инженеров и специалистов в области городского планирования. Композиционное решение объекта отсылает к образу традиционной казахской юрты, выступая в роли культурного символа, переосмысленного через призму современного архитектурного языка.
Ключевой технологической особенностью комплекса является использование полупрозрачной мембраны ETFE, которая обеспечивает поддержание благоприятного микроклимата внутри сооружения в течение всего года. Это особенно актуально с учётом экстремальных температурных условий региона. Благодаря данной инженерной системе, “Хан Шатыр” функционирует как многоуровневое общественное пространство – “город под куполом”, включающий парковые зоны, искусственный пляж, зону развлечений, а также коммерческие площади различного назначения.
С архитектурно-градостроительной точки зрения объект занимает стратегически важное положение на главной оси развития Астаны, формируя визуальный и функциональный акцент городской среды. Кроме того, проект реализован с учётом принципов устойчивого строительства, включая энергоэффективность, рациональное использование ресурсов и адаптивность к климатическим условиям.
Центр искусств им. Шабыт (Астана)
Центр искусств имени Шабыт представляет собой один из ключевых культурных и архитектурных объектов Астаны, реализованный в рамках государственной программы по развитию творческого и образовательного потенциала столицы. Объект был введён в эксплуатацию в 2011 году и на протяжении десятилетия выполняет функции образовательной, выставочной и репетиционной площадки для развития национального и международного искусства.
Архитектурная концепция была разработана архитектором Шоханом Матайбековым в сотрудничестве с проектными и инженерными структурами. Визуально здание выполнено в виде наклонного цилиндра со стеклянным фасадом, что символизирует творческий импульс и движение – архитектурную метафору вдохновения (шабыт на казахском языке). Форма сооружения нарушает традиционные симметрии, придавая зданию визуальную динамику и подчёркивая его культурную и инновационную функцию.
Центр был создан как инфраструктурная платформа для поддержки различных направлений искусства, включая музыку, театр, живопись, хореографию, кино и дизайн.
На текущий момент здание полностью интегрировано в структуру Казахского национального университета искусств (КазНУИ) и функционирует как основная академическая база вуза. Центр используется для подготовки специалистов в области музыкального, театрального и визуального искусства, а также проведения культурных мероприятий республиканского и международного уровня.
Дворец мира и согласия (Астана)
Дворец мира и согласия, расположенный в центре Астаны, является многофункциональным общественно-культурным комплексом и символом приверженности Казахстана идеям толерантности, межрелигиозного взаимодействия и глобального диалога. Открытие объекта состоялось в 2006 году по инициативе Первого Президента. Архитектура здания реализована в форме пирамиды высотой 62 метра с общей площадью свыше 25 500 кв.м.
Проект был разработан международным архитектурным бюро Foster + Partners под руководством сэра Нормана Фостера. Строительство осуществлялось при активном участии казахстанских инженеров и подрядных организаций. Визуальная доминанта объекта — стеклянный купол с витражами, выполненными британским художником Брайаном Кларком, обеспечивает естественное освещение и символизирует прозрачность и открытость.
Проект реализован в рамках государственной стратегии продвижения Казахстана как нейтральной платформы для глобального диалога. Дворец служит не только архитектурной доминантой столицы, но и институциональной основой для реализации политики межрелигиозного и межэтнического согласия. Он регулярно используется как место проведения ключевых международных мероприятий, включая Съезд лидеров мировых и традиционных религий, дипломатические саммиты и культурные форумы.
Национальный архив РК (Астана)
Национальный архив Республики Казахстан, открытый в 2006 году, представляет собой ключевое звено в системе сохранения исторической памяти страны и является неотъемлемым элементом институциональной и культурной инфраструктуры столицы. Архив служит не только в качестве хранилища документов общенационального значения, но и как символ стремления к систематизации, сохранению и популяризации исторического и культурного наследия Республики Казахстан.
Архитектурная концепция здания была разработана под руководством казахстанского архитектора Жандарбека Малибекова (также является автором Государственного герба страны), при участии команды инженеров, архивистов и экспертов в области устойчивого строительства. Композиционное решение объекта формируется через строгость линий, сдержанность фасадов и акцент на монументальность, что визуально подчеркивает солидность и государственную важность учреждения.
Ключевой технологической особенностью Национального архива является внедрение комплексной системы климат-контроля, обеспечивающей стабильный температурно-влажностный режим, необходимый для долгосрочного хранения документов. Здание оснащено современной противопожарной системой, многоуровневой системой безопасности, а также автоматизированными средствами каталогизации и цифрового доступа к архивным фондам. Эти решения позволяют обеспечивать как физическую сохранность материалов, так и их доступность для исследователей, граждан и государственных органов.
С архитектурно-градостроительной точки зрения объект расположен в непосредственной близости к другим учреждениям национального значения и формирует важную часть административного ядра столицы. Его расположение на бульваре Нуржол способствует включению архива в институциональную ось Астаны, обеспечивая не только функциональную, но и символическую связанность с другими объектами государственной важности.
Обращайтесь за экспертной аналитикой в Colliers Kazakhstan
Архитектурные объекты отражают стратегический подход к формированию облика города и являются примерами того, как государственные, культурные и коммерческие цели могут быть реализованы через пространственные решения. Их значимость выходит за рамки эстетики: каждый проект объединяет символику, функциональность и инженерную рациональность, формируя устойчивую городскую среду и усиливая репутационный капитал страны. Если вы хотите получить экспертную консультацию или аналитику по рынку недвижимости в Казахстане, обращайтесь в Colliers Kazakhstan. Наша компания уже более 20 лет оказывает профессиональные услуги в сфере недвижимости в Казахстане. По всем имеющимся вопросам звоните по телефону +7 (727) 339-44-44.