Skip links

Введение в гостиничную индустрию: все, что нужно знать о классификации отелей

Что такое классификация отелей?

Классификация отелей – это система категоризации отелей на основе их характеристик и качеств. Классификация отелей позволяет определить и оценить качество, сервис и уровень удобств, предоставляемых отелями.

Существует множество различных способов разделения отелей на классы и категории, которые основываются на самых разных критериях, но почти все классификации имеют общую цель: помочь гостям понять, чего ожидать от проживания в том или ином отеле, а также поспособствовать повышению стандартов в гостиничной индустрии.

Зачем нужно классифицировать отели?

Постояльцам классификация нужна, чтобы можно было сравнить отели между собой и выбрать тот, который больше соответствует их требованиям.

Для отелей классификация служит стандартом качества, к которому нужно стремиться, а также является маркетинговым инструментом, чтобы было проще определиться с позиционированием и целевой аудиторией.

Какие классификации существуют?

Существует огромное множество самых разных классификаций отелей. Например, можно разделять отели по группам в зависимости от номерного фонда, формы собственности или типа управления, расположения, целевой аудитории или типу гостей, продолжительности пребывания постояльцев и так далее.

К сожалению, в данный момент не существует единого и общепринятого во всем мире стандарта качества, в соответствии с которым можно было бы разделить все отели и гостиницы на четкие классы и категории. В мире нет единого управляющего органа, отвечающего за гостиничную индустрию, и фактически большинство организаций, предоставляющих рейтинги отелей в каждой стране, являются независимыми агентствами, а не государственными органами. Из-за этого даже самый распространенный способ деления всех отелей по звездному рейтингу (от 1 до 5 звезд) может значительно отличаться в зависимости от страны.

И если в большинстве стран Европе преобладающим стандартом является HotelStars Union, который присваивает всем отелям от 1 до 5 звезд, в зависимости от имеющихся удобств и инфраструктуры и предлагаемых услуг, то, например, в США есть сразу несколько организаций, у каждой из которых есть своя система классификации отелей. Кроме того, свои собственные системы существуют в Великобритании и в Австралии.

Что касается Казахстана, то здесь также имеется проблема с отсутствием четких стандартов качества. Некоторые отели, позиционирующие себя как пятизвездочные, на самом деле зачастую могут не дотягивать до этого уровня, о чем свидетельствуют многочисленные негативные отзывы в интернете.

Тем не менее, в данной статье мы постараемся рассказать вам о самых распространенных способах категоризации отелей.

«Звездная» классификация отелей

звездная классификация отелей

Как было сказано выше, в мире не существует единого звездного рейтинга отелей. Критерии, по которым отелям присваиваются звезды, могут сильно различаться в зависимости от страны и регулирующих органов.

Однако существует несколько распространенных критериев, на которых чаще всего основывается классификация отеля. Такие характеристики и качества включают в себя:

  • Номера: Отели с большими номерами, оснащенными большим количеством удобств, скорее всего получат более высокий звездный рейтинг.
  • Удобства и услуги: Большее количество разнообразных удобств и услуг высокого качества повысят привлекательность и рейтинг отеля.
  • Питание и напитки: Рейтинг может зависеть от того, есть ли у отеля собственный ресторан, обслуживание номеров, дополнительные бары или кафе.
  • Расположение: Отель может получить более высокий рейтинг, если он находится вблизи основных достопримечательностей и транспортных узлов.
  • Персонал: Профессионализма и доброжелательность сотрудников отеля также играет важную роль в классификации.

Кроме того, могут учитываться такие факторы, как уровень безопасности и охраны, чистота и соответствие принципам устойчивого развития.

Рейтинг звездности отелей HotelStars Union

Несмотря на то, что в мире не существует единой звездной системы классификации отелей, в большинстве стран Европы установился определенный стандарт качества благодаря рейтингу HotelStars Union. В этом году организация приняла обновленные критерии звездности отелей на 2025–2030 годы.

Отели с одной звездой предлагают своим гостям самые базовые удобства практически без какого-либо сервиса. Чаще всего это маленькие отели, не принадлежащие ни одной мировой сети. Такие отели отличаются минимальной на рынке ценой проживания, а также самыми простыми условиями. Но даже в таких отелях все номера должны быть оборудованы собственным туалетом и душевой, в комнатах должны быть стол, стул и телевизор. Также такие отели должны предлагать постояльцам завтрак, принадлежности для личной гигиены и полотенце. У гостей должен быть доступ к Wi-Fi, а также возможность безналичной оплаты.

Отели с двумя и тремя звездами предлагают постояльцам более комфортные условия проживания и больший набор удобств и услуг, но без излишеств.

Отели с четырьмя и пятью звездами оказывают своим гостям премиальный сервис, а также предлагают большое количество дополнительных услуг.

Подробнее о классификации HotelStars Union мы рассказали в другой нашей статье.

Классификация отелей по размеру (по количеству номеров)

Классификация отелей по размеру не отражает качество и уровень сервиса. Вместо этого она разделяет отели на группы исключительно по количеству предлагаемых номеров.

Тем не менее, такая классификация имеет свое применение. На общее количество номеров могут обращать, например, туристы, которым важна приватность и которые хотят проживать в небольшом отеле с маленьким количеством гостей вокруг. В то время как организаторы конвенций или саммитов, куда съезжается большое количество участников из разных уголков планеты, предпочтут отель с большим количеством номеров, чтобы в нем без проблем могли поместиться все участники.

Итак, отели по количеству доступных номеров можно разделить на три группы:

  • Малые отели: Отели, рассчитанные на 10–100 гостевых номеров, считаются малыми. Сюда относятся получившие в последнее время популярность бутик-отели.
  • Средние отели: Отели с количеством номеров от 100 до 300–400 могут считаться отелями среднего размера.
  • Большие отели: Большими отелями считаются те, в которых общее количество номеров превышает 300–400.
  • Мега-отели или отели-гиганты: Отели, в которых имеется больше 600–700 номеров, иногда выделяют в отдельную группу отелей-гигантов.

Подобно звездным рейтингам, эта система также может варьироваться в зависимости от региона и стиля отеля. Например, крупный отель в маленьком городке в сельской местности может значительно отличаться от крупного отеля в Нью-Йорке или Лондоне.

Классификация отелей по целевому назначению (по типу гостей)

классификация по отелям

Многие отели пытаются обслуживать широкий круг гостей для максимизации прибыли, но самые успешные отели обычно хорошо понимают свою основную целевую аудиторию, а потому адаптируют свои услуги для удовлетворения именно их потребностей.

Вот некоторые из основных категорий отелей по целевому назначению:

  • Курортные отели: В подобных отелях останавливаются путешественники, которые отправляются в отпуск для релаксации и удовольствия. Как правило, они предпочитают отдыхать на пляже или у бассейна. Сюда относятся отели all-inclusive, где в стоимость проживания входят сразу же все доступные в отеле услуги.
  • Горнолыжные отели: Такие отели располагаются прямо на территории горнолыжных курортов и нередко действуют по принципу ski-in и ski-out – то есть в них можно заехать прямо на лыжах или сноуборде, скатившись с горнолыжного склона.
  • Отели делового назначения: Здесь останавливаются люди, которые путешествуют по рабочим вопросам, таким как встречи, конференции или бизнес-переговоры. Такие отели обычно располагаются в центре города, и в них есть конференц-залы и переговорные комнаты.
  • Семейные отели: В семейные отели приезжают отдыхать семьи с детьми, поэтому в таких отелях обычно имеются детские комнаты, аниматоры и мини-аквапарки.
  • Отели-казино: В таких отелях в первую очередь останавливаются люди, желающие поиграть в азартные игры. Основным источником прибыли таких отелей является именно казино, а гостиничные номера являются лишь дополнительной услугой.
  • СПА-отели: Такие отели имеют на своей территории полноценный СПА-центр с банями или саунами и предлагают гостям массаж и другие СПА-процедуры.

Классификация отелей по продолжительности пребывания

Еще один способ классификации отелей – по продолжительности пребывания. Подобная категоризация не обязательно отражает качество и комфортабельность отеля, но все равно имеет важность. Так, например, отели, где гости проводят значительное количество времени, должны предлагать своим постояльцам больше услуг и удобств, чем те, в которых гости останавливаются на короткий срок.

  • Транзитные отели: гостиницы, расположенные вблизи автомагистралей, аэропортов, водных и железнодорожных вокзалов, в которых останавливаются на одну ночь, чтобы переждать стыковку рейсов или отдохнуть после долгой дороги. Ярким примером таких отелей являются мотели.
  • Отели для кратковременного пребывания: В эту группу входит большинство отелей мира. Такие отели рассчитаны на проживание гостей в течение нескольких дней или недель.
  • Отели для постоянного проживания: в таких отелях гости останавливаются на долгий срок (на несколько месяцев или даже лет). К таким отелям могут относиться апарт-отели, в номерах которых имеются кухня и стиральная машина. Часто в таких отелях предлагается оплачивать номер не посуточно, а помесячно.

Классификация отелей по типу собственности или управления

Также отели можно разбить на категории в зависимости от типа управления. Эта классификация может использоваться в сочетании с другими классификациями и рейтингами.
Ниже представлены основные категории управления отелями:

  • Собственное владение: В эту категорию относятся отели, которые являются независимыми и управляются непосредственно владельцем. Такие гостиницы часто являются семейным бизнесом. Стандарты и размеры отелей, находящихся в собственном владении, могут сильно различаться.
  • Договор на управление: Эти отели управляются компаниями или организациями на основании заключенного договора. Владелец отеля назначает управляющую компанию для управления повседневными операциями отеля, обычно на долгосрочной основе.
  • Франшиза/Операционное управление: И франшизные отели, и отели находящиеся под операционным управлением являются частью большой отельной сети. Но между ними есть ключевые различия. Франшизы управляются индивидуальными владельцами бизнеса, которые купили права на работу под известным брендом. Управляющая компания в таком случае не участвует в операционной деятельности отеля. Операционное управление же предполагает полную вовлеченность управляющей компании, которая управляет отелем практически напрямую. Тем не менее, и в том, и в другом случае, отели стараются поддерживать единый внешний вид отеля и качество обслуживания, присущие бренду.

Также встречаются и более редкие категории отелей, такие как таймшеры и кондоминиумы.

  • Таймшеры: В таких отелях комнатами владеют сразу несколько владельцев, которые, по сути, получают долгосрочное право на отдых в отеле – владельцы таймшеров получают гарантированный доступ к имуществу на определенный период времени в году.
  • Кондоминиумы: В таких отелях номерной фонд продан разным владельцам, которые могут на свое усмотрение проживать в этих помещениях сами или сдавать их в аренду отдыхающим.

Обращайтесь в Colliers Kazakhstan, если вы интересуетесь рынком отельной недвижимости

Если вас интересует аналитика рынка отельной недвижимости в Казахстане или вы планируете открыть новый отель и хотите получить экспертную консультацию, обращайтесь в Colliers Kazakhstan. В нашей компании есть специалисты с многолетним опытом работы с отельной недвижимостью и обширными знаниями о гостиничной индустрии. Звоните по телефону +7 (727) 296-40-64.